Ссылки доступа

Компенсацию за сгоревший во время приграничного конфликта дом выплатит Кыргызстан


Один из домов, расположенных в зоне конфликта.
Один из домов, расположенных в зоне конфликта.

Стоимость дома, который сгорел во время конфликта на кыргызско-таджикской границе 8 мая, еще не подсчитана. Стороны провели встречу на областном уровне и договорились уладить ситуацию, а также провести разъяснительные работы среди населения.

В этот день на окраине села Кок-Таш, что близ границы с Таджикистаном, сгорел пятикомнатный дом семьи Мажитовых.

Руководители Баткенской области КР и Согдийской области РТ провели двустороннюю встречу, чтобы обсудить вопросы компенсации за сгоревший дом и дальнейшего использования четырех гектаров земли, из-за которых идут споры. Кыргызскую делегацию возглавил первый заместитель полномочного представителя правительства КР в Баткенской области Жаркынбек Максутов.

В ходе переговоров было заявлено о необходимости проведения в зоне конфликта разъяснительных работ среди населения для предотвращения пограничных конфликтов, а также высказаны намерения об активизации двустороннего сотрудничества.

Участвовавший в этой встрече аким Баткенского района Каланбек Маркаев сообщил, что рассматривается вопрос выплаты компенсации семье, чей дом сгорел в ходе случившегося инцидента:

– На переговорах присутствовали представители соответствующих структур и местных властей. От нас участвовала делегация во главе с заместителем главы региона Жаркынбеком Максутовым. Из Таджикистана прибыла группа во главе с заместителем губернатора Согдийской области. Мы обсудили вопросы необходимости информирования местных жителей и предотвращения конфликтов. Все были едины во мнении, что нужна стабилизация ситуации. Поднимались и вопросы о спорных участках.

Детали достигнутых по итогам встречи договоренностей не раскрываются. Но известно, что по результатам переговоров решено, что компенсацию за сгоревший дом выплатит Кыргызстан, а не таджикская сторона. Кроме того, граждане КР временно не будут пользоваться теми 4 гектарами земли, из-за которых ведутся споры.

Между тем, жители кыргызского села Кок-Таш считают, что «власти должны были позаботиться о жителях конфликтного региона и заставить соседей выплатить компенсацию». Шаада Мажитова, чей дом сгорел несколько дней назад, говорит, что обратится к президенту, «если местные власти будут оставаться равнодушными»:

– Кто только ни приходил, чтобы расспросить и разузнать все. Но в итоге никто так и не сказал ничего конкретного. А дом наш сгорел. Жить здесь стало опасно. Какой теперь будет ситуация, сказать сложно. По границе они так и не договорились. Просто обещают, что «встретимся и обсудим». Но эти переговоры не дают результатов. И не понятно, о чем они договариваются. Поэтому и надежды на них уже нет. Власти должны отслеживать это и давать строгие поручения.

Это уже второй инцидент на кыргызско-таджикской границе с начала 2020 года, в ходе которого было применено оружие. Предыдущий случай произошел в начале января. Из-за возникшей угрозы эскалации конфликта были эвакуированы жители кыргызстанского села.

Последний конфликт возник из-за споров по использованию 4 гектаров земли, которые Таджикистан, ссылаясь на карту, называет своей территорией, из-за чего жители соседней страны выгнали кыргызстанцев, которые возделывали этот участок. В ходе столкновения огнестрельные ранения получили три кыргызстанских пограничника, один из которых находится в крайне тяжелом состоянии. А примерная стоимость сгоревшего в ходе конфликта пятикомнатного дома оценивается в миллион сомов (около 12,8 тысячи долларов).

Между тем таджикская сторона возложила ответственность за конфликт на кыргызстанских пограничников, заявив, что «в результате противоправных действий граждан и военнослужащих соседней страны тяжелые ранения получили двое граждан Таджикистана».​ В итоге Кыргызстан и Таджикистан обменялись нотами протеста в связи с произошедшим 8 мая приграничным конфликтом.

XS
SM
MD
LG