Ссылки доступа

Родственники подсудимых «Сардобинского дела» недовольны тем, что основные виновники остаются в стороне


5 января в Ташкентском городском суде по уголовным делам состоялось очередное – третье по счету закрытое заседание в отношении 17 лиц, обвиняемых по делу прорыве плотины Сардобинского водохранилища.

По словам одного из адвокатов, участвующих в этом процессе, на судебном заседании были заслушаны показания начальника управления каналами «Тупаланг» Бахшулло Асадова и руководителя строительно-подрядной организации Каримжона Рузиева.

В ходе второго судебного заседания, состоявшегося 28 декабря прошлого года, подсудимым было зачитано обвинительное заключение и предъявлено обвинение по шести статьям Уголовного кодекса Узбекистана.

Согласно обвинительному заключению, ущерб от наводнения на Сарбодинском водохранилище составил в общей сложности 45 миллиардов сумов (4 миллиона 280 тысяч долларов), фигуранты уголовного дела возместили лишь часть ущерба.

Верховный суд Узбекистана сообщал, что дело о прорыве плотины Сардобинского водохранилища рассматривается в закрытом режиме, потому что, «данное уголовное дело связано с государственными секретами», сведения касательно суда полностью засекречены.

Однако родственники подсудимых и лиц, привлеченных к следствию, утверждают, что возместить нанесенный материальный ущерб принуждают только нижестоящих – в основном субподрядчиков, а чиновник Абдугани Сангинов, под непосредственным руководством которого строилось Сардобинское водохранилище, и его родственники до сих пор остаются в стороне.

Специалист, работавший в подрядной организации Государственно-акционерной железнодорожной компании «Узбекистон темир йуллари» и привлеченный к следствию по данному уголовному делу, сообщил, что на сегодняшний день он возместил ущерб в размере 1 миллиарда 100 миллионов сумов (около 105 тысяч долларов).

Ташкентский городской суд по уголовным делам 5 января продолжил рассматривать уголовное дело в отношении 17 лиц, обвиняемых по делу прорыве плотины Сардобинского водохранилища.

На заседании судья сообщил, что в рамках данного уголовного дела были допрошены 171 человек. Как сказал ташкентский адвокат, среди 17 подсудимых есть четверо сотрудников АО «Узгидроэнерго», трое сотрудников ОА «Узбекистон темир йуллари» и чиновники, имеющие отношение к строительству водохранилища.

Напомним, закрытый судебный процесс по рассмотрению уголовного дела в отношении 17 лиц, обвиняемых по делу о прорыве плотины Сардобинского водохранилища начался 21 декабря прошлого года.

В отношении начальника управления каналами «Тупаланг» Бахшулло Асадова и начальника дирекции по строительству гидротехнических сооружений АО «Узбекистон темир йуллари» М. Холматова, а также еще 15 лиц, работавших в различных подрядных организациях, были предъявлены обвинения по нескольким статьям Уголовного кодекса, среди которых «Служебный подлог», «Должностная халатность», «Нарушение правил охраны труда», «Хищение путем присвоения или растраты», «Злоупотребление властью или должностными полномочиями».

Родственник одного из подсудимых выразил недовольство относительно того, что к следствию и суду были привлечены только руководители и сотрудники субподрядных организаций, участвовавших в строительстве Сардобинского водохранилища. Собеседник заявил, что заказчик и руководители генеральных подрядных организаций, ответственных за строительство водохранилище, до сих пор остаются в стороне.

Спустя два дня после трагедии на Сардобинском водохранилище пресс-служба АО «Узгидроэнерго» обнародовала заявление, в котором утверждалось, что «данная компания не несла ответственности за строительство Сардобинского водохранилища и не участвовала в нем».

В заявлении, обнародованном 3 мая 2020 года, сообщалось, что заказчиком объекта, которое строилось с 2010 по 2017 год выступило Министерство сельского и водного хозяйства Узбекистана, в генеральным подрядчиком строительства – унитарное предприятие «Узтемирйулкурилишмонтаж» при АО «Узбекистон темир йуллари».

Кроме того, в реализации объекта участвовали свыше 10 субподрядных организаций, «Резаксой сув курилиш» (ныне – To’palang HPD Water). В заявлении отмечалось, что работы, выполненные субподрядными организациями, были приняты в установленном порядке.

Однако в ходе расследования «Озодлика» выяснилось, что заказчиком и строителем Сардобинского водохранилища являлся Абдугани Сангинов и АО «Узгидроэнерго», руководителем которого Сангинов был назначен в мае 2017 года.

6 октября директор Агентства по противодействию коррупции Акмаль Бурханов сообщил, что в настоящее время по факту ЧС на Сардобинском водохранилище в качестве обвиняемых привлечены 17 человек. Среди обвиняемых – заказчик ГУП «Сирдарё Курилишинвест», проектировщик ООО «Узгип», главный подрядчик УП «Узтемирйулкурилишмонтаж», подрядчики СП «Резаксой Сув Курилиш», ООО «Омад Дубл», ООО «Сариосиё курилиш», ООО «Транс Сервис Комплекс», СП «Топаланг Шеробод», а также должностные лица управления Министерства водного хозяйства.

По информации Агентства, семеро обвиняемых заключены под стражу, шестеро освобождены под залог, четверо освобождены под подписку.

Сардобинское водохранилище было построено в 2017 году, инициатива его строительства принадлежала нынешнему президенту Узбекистана Шавкату Мирзияеву, который тогда занимал пост премьера. На его строительство из госбюджета было выделено 404,4 миллиона долларов.

1 мая 2020 года произошел прорыв дамбы водохранилища, в результате чего в Сырдарьинской области были затоплены значительные территории Узбекистана и Казахстана. По официальным данным, были разрушены 2 570 индивидуальных и 76 многоквартирных домов в Сардобинском, Мирзаабадском и Акалтынском районах Сырдарьинской области Узбекистана.

XS
SM
MD
LG