Ссылки доступа

Цены – единственное, что растет в Узбекистане, где доходы населения продолжают падать


В Узбекистане за последний месяц наблюдается непрерывный рост цен на продукты питания первой необходимости, особенно на растительное масло, картофель, сахар и мясо.

Каждый год в весенний период и месяц Рамадан в стране наблюдается рост цен на продукты питания. Однако в этом году рост цен во всем мире и ограничение торговых отношений между странами в связи с пандемией коронавируса резко повлияли на рыночные цены в Узбекистане.

Председатель Сената Олий Маджлиса (парламент страны) попросила генерального прокурора взять под контроль ежедневный рост цен на растительное масло и продукты питания. Однако, по мнению экономистов, административные меры, применяемые узбекским правительством, не остановят рост цен, а наоборот усилят.

Рост цен в эти дни наблюдается на такие продукты питания, как подсолнечное масло, картофель, сахар и мясо.

Рост цен от 5 до 15 процентов наблюдается также и на другие виды продуктов питания и на непродовольственные товары.

Цены на мясо на рынках Ташкента 27 апреля были следующими: говядина с костями – 68-70 тысяч сумов ($6-6,5), говядина без костей – 75 тысяч сумов ($7), баранина 70-75 тысяч ($7-7,5) сумов.

– Цены на мясо стабильно растут. Говядину с костями, которая в этот же период прошлого года стоила 50-55 тысяч сумов, в настоящее время продают по 68-70 тысяч сумов за килограмм. Плохо то, что мясо, однажды поднявшись в цене, потом не дешевеет. Этот продукт нельзя сделать дешевле искусственным способом. Если помните, уже пробовали так сделать. Однако результатов это не дало, – говорит мобильный репортер.

В Узбекистане также подорожал картофель. В эти дни килограмм картофеля среднего размера прошлогоднего урожая стоит 10 тысяч сумов.

Подорожавший сахар стал еще одной проблемой для узбекского покупателя.

– Средняя цена за килограмм сахар составляет 8200-8300 сумов ($7,78-7,79). Всего лишь полтора месяца назад килограмм сахара стоил 7500-8000 сумов. Подходит сезон варенья, цены на сахар повысятся. В этом году цены на клубнику стартовали с 200 тысяч сумов, а отборная стоила 300 тысяч. Сейчас цены понизились до 60 тысяч сумов, а за отборную дают 100 тысяч сумов. На днях ехал из Чирчика, поинтересовался у торговцев на обочине дорог, они просили 60 тысяч сумов за килограмм. Сказал, нет спасибо, куплю на рынке, – говорит мобильный репортер «Озодлика».

Подсолнечное масло стало в Узбекистане самым подорожавшим (30-38%) и самым потребляемым в апреле месяце продуктом.

– Литр подсолнечного масла месяц назад стоил 20 тысяч сумов. В начале месяца Рамадан цены резко подскочили до 24 тысяч сумов. Сейчас подсолнечное масло стоит 22 тысячи. Правительство пытается контролировать цены на растительное масло, вмешалась и прокуратура. Поэтому установилась стабильная цена – 22 тысячи сумов за литр, – говорит мобильный репортер «Озодлика», изучивший цены на рынках Ташкента.

И торговцы на рынках столицы, и узбекские экономисты отмечают, что в отличие от ежегодного роста цен на продукты в весенний период, в этом году на рост цен повлиял целый комплекс причин.

Ташкентский экономист Тошбек говорит, что рост цен на рынках связан с рядом причин.

– В первую очередь, это связано с весенним сезоном, когда прошлогодние запасы заканчиваются, а новые еще не поспели. Во-вторых, в прошлом году по причине пандемии возник дефицит из-за сбоя в цепочке обеспечения или ограничений, некоторые из которых продолжаются и сейчас. Кроме того, нужно учитывать резкий рост инфляции или таможенные ограничения, а также ограничения на импорт. То есть, рынок в настоящее время оказался под давлением со всех сторон и это, естественно, не может не отражаться на ценах. Поэтому мы не можем сказать, что цены на масло и мясо повышаются из-за пандемии или только по причине сокращения импорта, – говорит экономист.

Кроме того, экономист еще раз отметил проблему монополии, которая на протяжении многих лет не позволяет либерализации рынка, а также проблему поддержки монополистических групп со стороны правительства.

Однако ряд экономистов в Узбекистане говорят о необходимости отмены запрета на импорт товаров первой необходимости, а также о необходимости срочной ликвидации монопольных компаний, захвативших эти сферы. Они предупреждают, что в противном случае положение может ухудшиться.

XS
SM
MD
LG