Ссылки доступа

Таджикистан попросил отсрочку по выплате внешнего долга до середины года


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

Таджикистан обратился к странам-инвесторам с просьбой отложить выплату своих внешних долгов и процентов по ним до середины 2021 года.

Официальных комментариев таджикских властей не поступало, однако в отчете Всемирного банка, подготовленном осенью прошлого года и опубликованном в конце декабря 2020 года, упоминаются «дефицит бюджета и последствия пандемии».

В отчете Всемирного банка говорится, что отсрочка по погашению внешнего долга позволит Таджикистану направить достаточно бюджетных средств на социальную сферу, в том числе здравоохранение, для борьбы с COVID-19. По информации ВБ, пока что только Китай откликнулся на просьбу таджикских властей отложить погашение внешнего долга до середины 2021 года.

После распространения пандемии коронавируса страны «двадцатки» - крупнейших промышленно развитых стран мира (G20) – приступили к осуществлению плана по стимулированию экономики развивающихся стран, в том числе и путем отсрочки выплаты долга и процентных ставок по ним. Таджикистан также принадлежит к группе развивающихся стран и хотел бы воспользоваться этой привилегией.

При этом министр финансов Таджикистана Файзиддин Каххорзода, выступая в ноябре прошлого года в парламенте, заявил, что в бюджете на 2021 год предусмотрено 2,3 млрд сомони на погашение внешнего долга и процентов.

С распространением коронавируса и сокращения объема денежных переводов в страну в 2020 году экономическая ситуация в Таджикистане ухудшилась. Давлатали Саид, первый заместитель премьер-министра Таджикистана, в своем обращении к Азиатскому Банку Развития указал, что пандемия коронавируса стала одной из форс-мажорных причин для экономики Таджикистана, в связи с чем страна нуждается в срочной помощи.

Просьба таджикских властей об отсрочке платежей по внешнему долгу и процентам по ним прозвучала на фоне сообщений о том, что правительство Таджикистана планирует занять еще 562 млн долларов внешних заимствований в 2021 году, в том числе и для продолжения строительства Рогунской ГЭС.

По состоянию на 1 октября 2020 года, внешний долг Таджикистана достиг 3,7 млрд долларов, что эквивалентно 43,3 % валового внутреннего продукта (ВВП) страны.

В недавнем отчете ВБ говорится о том, что «поскольку Таджикистан находится под угрозой дефолта, получение новых нельготных кредитов увеличит бремя государственного долга».

Основными кредиторами Таджикистана являются правительство и банки Китая, на которые приходится половина внешнего долга страны. Увеличение объемов «китайского» долга уже давно вызывало беспокойство у активистов гражданского общества в Таджикистане, которые считают, что это увеличивает зависимость страны от Китая. Министр финансов Таджикистана в ответ на такую критику заявлял годом ранее, что Таджикистан не планирует в течение трех лет брать кредиты у Китая и таким образом «критика о том, что большие долги делают Душанбе уязвимым от Пекина, неверна».

С ростом внешнего долга увеличиваются из года в год расходы бюджета страны на выплату процентов и погашение самой суммы кредита. Так, в 2021 году Таджикистан израсходует из своего бюджета 213,5 млн долларов на погашение внешнего долга и процентов, в 2022 году - 238,2 млн долларов, а в 2023 году - 243,3 млн долларов. То есть, иными словами, Таджикистан будет тратить на погашение своего долга больше денег из бюджета страны, чем все вместе взятые расходы на здравоохранение.

XS
SM
MD
LG