«В обычное время нет столько дел, поэтому не очень заметно, как идут эти пытки, ведь они проводятся потихонечку. А здесь массово получается», — сказала Умарова в интервью местному новостному сайту Tengrinews.
Интервью опубликовано утром 7 февраля, спустя несколько дней после того, как власти признали «возможные случаи» диспропорционального использования силы и недопустимых методов ведения следствия.
По словам Умаровой, часто сотрудники органов безопасности делают выводы: «Раз люди ходили там [на митинге], значит, участвовали в массовых беспорядках». «Только потому, что он там оказался, ему предъявляют обвинение в терроризме или массовых беспорядках», — сказала Айман Умарова.
Генеральная прокуратура Казахстана 4 февраля заявила, что в органы прокуратуры поступило 148 жалоб о применении «недозволенных методов следствия». Уголовные дела начаты как минимум по 105 из них. О задержании подозреваемых по этим делам не сообщается. По данным властей, в связи с январскими событиями было задержано около 10 тысяч человек, сотни из них остаются под стражей. Генпрокуратура сообщила, что расследуется почти три тысячи уголовных дел.
По официальным данным, в январских событиях погибло не менее 227 человек. Власти не опубликовали список жертв. По данным правозащитников, среди убитых есть десятки мирных демонстрантов и людей, которые не имели никакого отношения к протестам и последовавшим за ними погромам.
Правозащитники и активисты сообщают о многочисленных жалобах на пытки задержанных. Международные правозащитные группы заявляют о задокументированных случаях чрезмерного применения военными и полицейскими силы, которые привели к гибели людей. На фоне такого давления власти на прошлой неделе впервые признали «возможные случаи» диспропорционального использования силы и недопустимых методов ведения следствия.