Об этом сообщается на сайте суда.
В решении отмечается, что поводом к пересмотру данного дела явилось представление председателя КС КР Эмиля Осконбаева.
В Конституционном суде напомнили, что, согласно решению от 30 июня 2023 года, возможность присвоения матчества предполагалась только в экстраординарных случаях, которые требуют к себе особого подхода и принятия законодательных мер, не согласующихся с установившимися общественными устоями, но разрешающих исключительные жизненные ситуации, нуждающиеся в юридическом разрешении.
«Речь шла о правах лиц, переживших жизненные трагедии и получивших психологическую либо физическую травму или имеющих иной негативный жизненный опыт, связанный с ролью отца в их жизни, подтвержденный судебным актом. Если по этой причине человек не приемлет мужское имя в качестве элемента своего полного имени, при этом такое право предполагалось предоставить только по достижении полной дееспособности, то есть 18 лет», — говорится в решении суда.
Однако данная позиция суда вызвала широкий общественный резонанс в связи с восприятием преобладающей частью населения института матчества в целом как негативного явления, посягающего на моральные устои, ценности и традиции кыргызского народа.
«Развитие ситуации после принятия указанного решения свидетельствует о крайне негативном отношении общества к предлагаемым изменениям высокого порядка социальной реальности и идет в разрез с общественными устоями, что подрывает авторитет КС КР и степень доверия общества к конституционному правосудию», — отмечается в решении.
В июле этого года Конституционный суд вынес решение, касающееся присвоения детям матчества вместо отчества. КС в ответ на обращение активистки Алтын Капаловой дал разъяснение, согласно которому совершеннолетние (18 лет и старше) должны иметь право выбора между отчеством и матчеством.
После этого председатель Госкомитета национальной безопасности Камчыбек Ташиев, заявил, что не должно быть «никакого матчества», а спустя несколько дней администрация президента инициировала законопроект, позволяющий пересматривать решения Конституционного суда.
Согласно недавно принятого закона, Конституционный суд теперь может пересматривать или отменять свои решения по представлению президента КР или своего председателя в нескольких случаях: при изменении норм Конституции, послуживших основанием для принятия решения; при появления новых обстоятельств дела, при вынесении решения, противоречащего моральным и нравственным ценностям, общественному сознанию народа КР.