На скамье подсудимых шесть человек — сотрудники полиции Бауржан Сопаков, Нурсултан Хамитов, Арман Шойбеков, Берик Абилбеков, Олжас Айдарханов и Серик Турпанбаев.
Обвинения им были предъявлены по статьям «Жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, пытки» и «Превышение власти или должностных полномочий».
Потерпевшими по данному делу признаны 44 человека — среди которых граждане Кыргызстана и Узбекистана.
Согласно обвинительному заключению, 7 января 2022 года в ходе «операции по установлению и задержанию» лиц, причастных к беспорядкам в Алматы, спецназ Погранслужбы КНБ задержал 99 граждан Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана на трассе Алматы — Бишкек. Позже 98 из них были заключены в изолятор временного содержания в селе Кошмамбет. Задержанных не оформляли официально. В изоляторе их допрашивали, подвергали избиениям.
«[Потерпевших] раздевали до нижнего белья и укладывали на пол лицом вниз. Их били руками, ногами и прикладом автомата по различным частям тела. Им предъявляли необоснованные обвинения и требовали дачи признательных показаний», — сказано в обвинительном заключении.
В обвинительном заключении, помимо шести представших на суде полицейских, упоминаются неназванные сотрудники полиции, принимавшие участие в пытках.
Правозащитник Айна Шорманбаева, руководитель фонда «Международная правовая инициатива», которая защищает права 23 потерпевших граждан Узбекистана в этом деле, говорит, что число лиц, которые должны понести ответственность за совершённые пытки, в действительности гораздо больше. В спецприёмнике в Кошмамбете помимо подсудимых шести сотрудников находились и другие сотрудники.
— Я думаю, подозреваемых должно быть в 10 раз больше. Потому что пытали не только эти шестеро. Фактически в Кошмамбете было арестовано 98 человек. Все они должны быть признаны потерпевшими. Мы говорим об этом с самого начала, — говорит Шорманбаева.
Все шесть представших перед судом полицейских не признают предъявленные им обвинения. Они настаивают, что не совершали преступления.
В ходе судебного заседания в понедельник Шорманбаева выразила недоверие Карасайскому районному суду. Обвиняемые — сотрудники полиции Карасайского района. Юрист опасается, что они могут пересекаться в работе с судьями. «Поэтому у нас есть основания полагать, что судьи Карасайского района не рассмотрят дело справедливо», — заявила Шорманбаева.
Судья Карасайского района Ралат Болаткан, рассмотревший ходатайство Шорманбаевой, не нашёл оснований для его удовлетворения.
На предварительном слушании 4 сентября другая адвокат потерпевших, Алия Жанузакова, заявила о возможном конфликте интересов и попросила передать дело в другой район. Как сообщила в суде Жанузакова, Мади Кошикбаев, адвокат одного из обвиняемых полицейских, в прошлом работал судьёй суда Карасайского района. Сам Кошикбаев выступил с возражением, заявив, что его предыдущая работа в качестве судьи не влияет на его нынешнюю работу.
Судья Динмухаммед Адайбаев, рассматривающий дело, просьбу не удовлетворил, заявив, что оснований для передачи дела в другой район нет.
Во время январских беспорядков государственный телеканал в Казахстане показал видео, на котором молодой человек «признаётся», что «получил деньги за участие в беспорядках». Позже выяснилось, что это кыргызстанский музыкант Викрам Рузахунов, который подвергся пыткам и был вынужден оговорить себя. Это дело спровоцировало международный скандал. Считается, что после этого случая тезис казахстанских властей о «террористах из одной центральноазиатской страны» показал свою несостоятельность.