Чиновники сообщили, что оказание финансовой помощи владельцам незаконно построенных домов не предусмотрено.
После того, как дом 34-летнего жителя Акалтынского района Сырдарьинской области Бахтияра Турсунова был разрушен водой после прорыва дамбы Сардобинского водохранилища, мужчина был вынужден поселиться вместе с семьей в самодельном шалаше под открытым небом.
– Сейчас от моего дома остались только стены, он не полностью разрушен. Однако вода повредила нижнюю часть стен. Поэтому дом пришел в непригодное для проживания состояние. Я смог вынести вещи из дома. Матрацы и одеяла промокли до нитки. Сейчас нам приходиться высушивать их на солнце. Я установил во дворе дома самодельный шалаш. Там и живем вместе с семьей, – говорит собеседник.
Дом Бахтияра Турсунова стоял рядом с полевым станом посередине хлопкового поля. Так как после строительства дом мужчины не был поставлен на кадастровый учет, после прорыва дамбы на Сардобинском водохранилище местные власти отказались оказать ему помощь с жильем.
– Я обратился во многие инстанции за помощью, но мне везде сказали, что у меня нет кадастровых документов. Дом, в котором я жил, был построен моими родителями около 20 лет назад. Но кадастровые документы на дом не выдали, так как он был построен посредине хлопкового поля. Сейчас нам негде жить, поэтому я был вынужден установит самодельный шалаш, в котором живу вместе с женой, дочерью и сыном, – сказал собеседник.
Еще один сосед Бахтияра Турсунова – 65-летний Бахтияр Абдурашидов тоже не имел документы на смытый наводнением дом.
– Я все потерял – и курятник, и коровник. Наводнение полностью разрушило мой дом. Мне очень трудно, я один (плачет). Я даже не знаю, как объяснить вам свое состояние. Вода смыла всю мою домашнюю птицу – 20 индюков и 20 кур. Я обратился в народную приемную. Но мне сказали, что у меня не было документов на дом, поэтому я не могу рассчитывать на помощь. Я даже не знаю, к кому мне обращаться за помощью, – говорит Бахтияр Абдурашидов.
По данным администрации Акалтынского района, трем махаллям в этом районе был нанесен серьезный ущерб из-за прорыва дамбы на Сардобинском водохранилище: в махалле «Шодлик» вода разрушила 90 процентов жилых домов, в махалле «Ахиллик» – 50 процентов домов местных жителей, в махалле «Саховат» – 30 процентов жилых домов. В общей сложности около 8 тысяч жителей района остались без крова.
Однако такие жители, как Бахтияр Турсунов и его соседи, не имевшие документов на свои дома, не включены в этот список.
Сотрудник администрации Акалтынского района говорит, что ему известна проблема владельцев домов без документов, разрушенных в результате наводнения, вызванного прорывом плотины Сардобинского водохранилища.
– Нам известно об их проблеме. Только сейчас я не могу назвать вам точные цифры касательно разрушенных домов без документов. Люди и сами виноваты в произошедшем. Вам известно, что президент объявлял амнистию на незаконно построенные дома. Тогда владельцы таких домов должны были решить проблему с документами. Но они не сделали этого. А теперь бегают во все инстанции и поднимают шум. Какую финансовую помощь можно оказать хозяевам незаконно построенных домов? Это считается нарушением закона. Однако сейчас власти решают эту проблему. Но я не могу сказать вам, каким образом будет решена проблема этих людей, – сказал представитель районной администрации.
Напомним, что участок дамбы Сардобинского водохранилища в Сырдарьинской области Узбекистана прорвало рано утром 1 мая. Несколько ближайших к дамбе сел затопило водой. Около 70 000 человек были эвакуированы из 22 населенных пунктов в Сардобинского, Акалтынского и Мирзаабадского районов Сырдарьинской области.
Ранее сообщалось, что для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации после обрушения плотины Сардобинского водохранилища в местный бюджет Сырдарьинской области было выделено 100 миллиардов сумов (более 9,9 млн долларов США).
Согласно указу президента, в 2020-2021 годах в Сардобинском, Акалтынском и Мирзаабадском районах Сырдарьинской области Узбекистана будут построены 50 многоэтажных домов. Квартиры в этих домах будут бесплатно переданы жителям, которые остались без крыши над головой в результате ЧС.