Ссылки доступа

Список политзаключенных Казахстана пополнен именами восьми человек


Семь преследуемых гражданских активистов и житель Алматы, отбывающий длительный тюремный срок за публикацию религиозных песен, признаны политическими заключенными.

Решение принято экспертным советом в составе местных правозащитников, сообщила 30 ноября в Facebook’e правозащитник Бахытжан Торегожина.

Семь человек содержатся в следственных тюрьмах по уголовным делам по статье 405 об «участии в экстремистской организации» — по подозрению в причастности к незарегистрированным движениям «Демократический выбор Казахстана» (в 2018 году признано казахстанским судом «экстремистской организацией», решение не было обнародовано; Европарламент в своей резолюции 2019 года назвал ДВК «мирным оппозиционным движением») и «Көше партиясы»:

  • Аскар Ажгужинов, гражданский активист из города Атырау, был задержан в конце октября после обыска в его доме. В тот же день был водворен под стражу в изолятор. Ажгужинов, как отмечается, не раз преследовался за участие в обсуждении политических и общественно значимых социальных вопросов, а также за помощь семье покойного гражданского активиста Дулата Агадила.
  • Уласбек Ахметов, гражданский активист из Алматы, 24 октября был задержан и водворен в ИВС департамента полиции Алматы. Его задерживали по обвинению в участии 8 августа в «несанкционированном шествии» на родине Агадила, в селе Талапкер Акмолинской области.
  • Муратбай Баймагамбетов, гражданский активист из города Кызылорды, преследовался за критику в адрес властей, на своих акциях требовал снижения платы за проезд и расценок на бензин, выступал с требованием освободить политзаключенных.
  • Багдат Бактыбаев, активист из города Шу Жамбылской области, неоднократно преследовался за свою гражданскую активность. Весной он был задержан и отправлен в тюрьму на 10 суток за «нарушение режима чрезвычайного положения» после того, как в соцсети провел трансляцию об очередях за обещанным государством пособием в размере. В своем прямом эфире он выразил возмущение тем, что «правительство не создает условия для населения во время карантина». В конце февраля он вышел на одиночный пикет в Алматы за освобождение политических заключенных. Ранее в том же месяце провел одиночный пикет в городе Шу в знак несогласия с ранее назначенным ему административным штрафом.
  • Марат Дуйсенбиев, активист из Туркестанской области, содержится под стражей в СИЗО города Шымкента по подозрению в призыве к митингу, организованному движением «Демократический выбор Казахстана», признанным казахстанским судом «экстремистской организацией» (данное решение не было обнародовано, Европарламент в своей резолюции назвал ДВК «мирным оппозиционным движением»).
  • Аскар Нурмаганов из города Караганда, по данным правозащитников, находится под стражей с 25 августа. Он, как отмечают правозащитники, неоднократно привлекался к административной ответственности за свою общественную деятельность.
  • Ноян Рахимжанов, алматинский активист, не раз задерживался за проведение одиночных пикетов, выступал с требованием освободить политзаключенных. Он был задержан в конце октября по подозрению в «участии в запрещенной организации» и «участии в экстремистской группе». 31 октября следственный суд санкционировал в отношении него меру пресечения в виде содержания под стражей на два месяца.
  • Шухрат Кибиров, житель Алматы, в ноябре 2017 года был приговорен к шести годам и восьми месяцам лишения свободы. Ему были предъявлены обвинения в «пропаганде терроризма» и «возбуждении религиозной розни» за «прослушивание» в социальной сети «ВКонтакте» песен на арабском языке (нашидов). Дело Шухрата Кибирова вошло в отчет 2017 года Государственного департамента США о свободе вероисповедования в мире. По данным правозащитников, в настоящее время Кибиров отбывает наказание в колонии на севере Казахстана. В докладах Госдепартамента и международных организаций, защищающих свободу вероисповедания, Казахстан относится к странам, ограничивающих свободу религии.

В мае Генпрокуратура заявила, что столичный суд запретил деятельность незарегистрированного движения «Көше партиясы». В заявлении прокуратуры говорилось, что суд «запретил деятельность ДВК на всей территории Казахстана под новым наименованием» «Көше партиясы». В опубликованном в октябре письме группы из 16 членов Европарламента, адресованном президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву, «Көше партиясы» названо «мирным оппозиционным движением». В отношении ряда активистов были заведены уголовные дела несмотря на то, что столичный суд возвращал их апелляции на решение Есильского районного суда столицы о запрете движения «Көше партиясы», заявив, что они «не являются стороной по делу».

Обновленный список опубликован в канун Дня первого президента Казахстана, который отмечается в Казахстане 1 декабря. Впервые подобный список был составлен местными правозащитниками 31 мая 2013 года. Тогда в нем упоминались имена шести человек, позднее в список были включены более полусотни фамилий, его состав неоднократно обновлялся. В минувшем сентябре список пополнился именами восьми активистов, многим из них обвинения также были предъявлены по статье 405.

В списке есть активистка Санавар Закирова, поэт и диссидент Арон Атабек, гражданский активист из Атырау Макс Бокаев, жанаозенский активист Ержан Елшибаев.

Казахстанские власти отрицают существование политзаключенных в стране и отвергают обвинения в преследовании инакомыслящих и несогласных. По сообщениям правозащитников, с учетом последнего обновления в списке находятся 22 человека.

XS
SM
MD
LG