Ссылки доступа

Политзаключенному Кенжебеку Абишеву вновь отказали в досрочном освобождении


Осужденному в 2018 году по обвинению в «пропаганде терроризма» и «возбуждении розни» Кенжебеку Абишеву, которого казахстанские правозащитники признали политическим заключенным, отказано в условно-досрочном освобождении.

Такое решение вынес суд в Капшагае, городе в Алматинской области, 11 мая, сообщила адвокат Абишева Гульнара Жуаспаева. Ранее адвокат и сторонники Абишева призывали власти освободить его из-под стражи, сообщая об обострившихся у заключенного заболеваниях.

В ходатайстве об УДО указывалось, что Абишев отбыл в заключении больше четырех лет и одного месяца по приговору, назначившему ему семь лет лишения свободы; получил в колонии пять поощрений; имеет вторую положительную степень поведения; у него отсутствуют взыскания. Кроме того, в ходатайстве отмечалось, что у Абишева ишемическая болезнь сердца, стенокардия, гипертония, а у жены Абишева, которая сейчас одна воспитывает пятерых детей, диагностировано онкологическое заболевание.

Адвокат Абишева говорит, что суд не принял во внимание эти обстоятельства. Судья приобщил к материалам дела медицинские документы, в которых говорится, что у Абишева серьезные заболевания, но рекомендовал через администрацию колонии ЛА-155/14 в поселке Заречный Алматинской области (где находится Абишев) обращаться «для актирования» — получения заключения врачей о том, что заключенного по состоянию здоровья следует освободить от отбывания наказания. Жуаспаева сообщила Азаттыку, что намерена оспорить решение суда об отказе в УДО.

Абишев не раз обращался с заявлением об условно-досрочном освобождении (УДО), но специализированная прокуратура по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний в учреждениях Алматинской области обращалась с протестом, и апелляционный суд оставлял его в тюрьме, мотивируя это тем, что по экстремистским и террористическим делам УДО не предусмотрено законом. Но, по словам сторонников Абишева, закон позволяет досрочное освобождение, если обвиняемый содействовал следствию. Суд 11 мая заявил, что Абишев не предоставил доказательство того, что он способствовал раскрытию преступления.

В апреле Абишев объявлял голодовку в тюрьме в знак протеста против отказа в досрочном освобождении. Его тогда госпитализировали в больницу с обострением хронических недугов.

Трое обвиненных по резонансному «делу джихадистов» — Кенжебек Абишев, Алмат Жумагулов и Оралбек Омыров — 21 декабря 2018 года были приговорены к длительным тюремным срокам. Абишева и Омырова суд приговорил соответственно к семи и восьми годам заключения по обвинению в «пропаганде терроризма». Жумагулов — обвиненный еще и «в возбуждении национальной розни» — был осужден на восемь лет. В марте прошлого года суд города Капшагай пересчитал Абишеву тюремный срок в сторону уменьшения с учетом вступивших в силу изменений в уголовном законодательстве и сократил срок наказания на восемь месяцев. Ряд казахстанских правозащитных организаций признали Алмата Жумагулова и Кенжебека Абишева политическими заключенными.

Правозащитники утверждают, что власти предвзято относятся к политзаключенным, в том числе не соблюдая их право на смягчение наказание, и что власти в то же время положительно рассматривают вопросы досрочного освобождения бывших высокопоставленных лиц, осужденных за совершение тяжких преступлений.

Казахстанские власти отрицают наличие в стране политически мотивированных преследований и заявляют об отсутствии в стране политических заключенных.

XS
SM
MD
LG