Ссылки доступа

Более 250 этнических казахов из Туркменистана прибыли на историческую родину (видео)


Встреча прибывших из Туркменистана этнических казахов. Жанаозен, Мангиcтауская область, 13 мая 2021 года.
Встреча прибывших из Туркменистана этнических казахов. Жанаозен, Мангиcтауская область, 13 мая 2021 года.

Специальный железнодорожный рейс доставил их из Туркменистана в приграничную Мангистаускую область Казахстана. Многие пассажиры ждали этот поезд долгие месяцы: снявшись с регистрации в Туркменистане, они сидели на чемоданах, но не могли выехать из-за коронавирусных ограничений.

Первый с начала пандемии спецпоезд с этническими казахами из Туркменистана, переезжающими на постоянное место жительства в Казахстан, прибыл в феврале. Через три месяца организовали второй вывозной рейс, который пришелся на 13 мая.

Кадыр (имя изменено) ждет жену. Мужчина в годах говорит, что ему нужно получить в Туркменистане документ, но он не может туда попасть. Здесь живет у родственников. Хочет навсегда переехать с семьей в Казахстан, но для этого нужна бумага из соседнего государства. Что делать, он не знает.

— Здесь учится сын. Получает стипендию хорошую. Хочет остаться здесь. Многие студенты так — остаются здесь, а потом за ними переезжают их родители. Ради чего жить на старости лет, если не видеть своих детей? — объясняет Кадыр.

Но есть и другие причины, по которым казахи из Туркменистана переезжают на историческую родину, говорит он.

— [В Казахстане] можно открыть свое дело, частный бизнес есть. Там это только появляется, но не всем разрешают открыть дело. Если ты что-нибудь построил, даже дом, к тебе приходят с проверкой и отчитывают, где покупал вот это, где покупал то, например кондиционер. Есть ли документы? Если нет, то могут конфисковать в пользу государства, — рассказывает Кадыр.

«Ком в горле от радости». Казахи из Туркменистана ступили на родную землю
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:28 0:00

Большинство переезжающих из Туркменистана казахов оседают в Мангистауской области. Одна из таких Райхан Дарибаева. В начале нулевых она с семьей покинула Туркменистан и с тех пор не возвращалась туда. С 2009 года борется за права репатриантов, не только из Туркменистана, но и из других стран. Она основала общественное объединение «Гражданская инициатива Мунайлинского района», и казахстанцы, которые хотят перевезти из-за рубежа своих близких, обращаются к ней за консультацией, например спрашивают, как получать пенсию в Казахстане.

— От государства помощи им нет. Как приедут, они должны прописаться. Прописываются, как правило, у родственников, у которых живут. Раньше, в то время, когда мы приезжали, была квота, сейчас [Мангистауской области] ее нет. Они приезжают только по приглашению, которое в Туркменистан направляют родственники. И после приезда эти родственники их обеспечивают: оформляют прописку, помогают с получением пенсии, медпомощи, с трудоустройством, — объясняет Райхан Дарибаева.

Некоторые наши собеседники из числа репатриантов утверждают, что жители Туркменистана запуганы спецслужбами, опасаются сказать что-то лишнее, боятся пользоваться виртуальными сетями VPN, без которых в этой стране не зайти в мессенджер WhatsApp.

— Если обнаружат VPN на телефоне, спрашивают, где скачал, с какого времени пользовался, на какие сайты заходил, — сказал приехавший из Туркменистана.

Многие во время переезда лишаются доходов. Они не получают пенсий и пособий в Туркменистане с момента снятия там с прописки. Казахстан же начинает предоставлять социальные выплаты после оформления документов на своей территории. Люди на протяжении месяцев не получают никаких денежных средств. Официально трудоустроиться можно после регистрации. В Мангистауском регионе с высоким уровнем безработицы это сложно. В центре занятости на практику уходит полгода или год, если переселенец докажет профпригодность, то остается работать — на равных условиях с другими, без льгот.

Региональные квоты и льготы кандасы получают, если решаются на переезд в так называемые трудодефицитные северные регионы, где им выдают подъемные и жилье (к качеству которого есть претензии, но это другая тема).

Казахстан принимает этнических казахов из-за рубежа с 1991 года. За это время в страну переехало более миллиона репатриантов. В последние годы поток существенно снизился: в прошлом году в страну переселилось около 12 тысяч казахов, и это самый низкий показатель за всю историю независимости (в 90-х Казахстан переселялось более 40 тысяч казахов ежегодно). Причинами сокращения называют не только пандемию и закрытые границы, но и ситуацию в Синьцзяне, регионе на северо-западе Китая, место проживания самой крупной казахской общины. С 2017 года оттуда поступают сообщения о нарушениях прав коренных тюркоязычных этносов, помещении их под стражу в «лагеря перевоспитания» и тюрьмы по безосновательным обвинениям, изъятии паспортов и запрете на выезд из Китая.

XS
SM
MD
LG