Ссылки доступа

На Узбекистан снова надвигается масштабный энергетический кризис


Сильный энергетический кризис, наблюдавшийся в Узбекистане в зимний период в течение последних двух лет, может продолжиться и в этом году.

Согласно информации, полученной на местах, в подаче электроэнергии, которая улучшилась накануне президентских выборов, вновь начались перебои.

В Узбекистане, где запасы природного газа оцениваются примерно в 1 триллион кубометров, население тщательно готовится к зиме, запасаясь углем, дровами и кизяками.

По словам 32-летней жительницы Ангорского района Сурхандарьинской области по имени Дилором, после президентских выборов в районе снова начались отключения электричества.

– До выборов со светом все было хорошо. Сейчас же местное население получает электричество лишь по 10-12 часов в сутки. Газа у нас вообще нет. Топим дом, сжигая стебли хлопчатника. Мы срубили все сухие деревья в саду, чтобы заготовить дрова. Дрова в этом году еще не закупали. Одна машина со стеблями хлопчатника стоит 1,5 миллиона сумов (около 150 долларов), но денег на ее покупку у нас пока нет. Раньше одна машина стоила 1 миллион сумов. Надеемся, что больше они не будут повышать цены, а на уголь у нас денег нет, – говорит собеседница.

По словам блогера и продавца печей из Ферганы Димы Каюма, с наступлением холодов рынок печей в Узбекистане оживился.

–​ В этом году заметно оживился рынок не только железных печей, но и электропечей. Люди стали больше покупать электроплиты, так как отключений света стало меньше, чем в предыдущие годы. Из-за нехватки природного газа люди используют газовые баллоны. Поэтому им приходится покупать печи. Стоимость дров резко выросла после того, как у нас запретили вырубать деревья. Сейчас стоимость дров, погруженных в один мотороллер «муравей» составляет 400-500 тысяч сумов (около 40-50 долларов). Расходы одной семьи с двумя-тремя детьми составляет 500-600 долларов (50-60 долларов) за один сезон. Эти деньги необходимы для отопления одного дома в течение трех месяцев зимы, – говорит Дима Каюм.

Вместе с тем Дима Каюм считает, что в Узбекистане необходимо развивать производство кизяка (высушенный или переработанный навоз, используемый в качестве топлива – Ред.).

–​ Кизяки использовали наши предки, ничего постыдного в этом нет. Напротив, мы должны наладить производство кизяка с помощью инновационных технологий. Другого выбора у нас нет. Уголь закончится, дрова закончатся, а биотопливо никогда не заканчивается. Пора переходить либо на солнечную энергию, либо на кизяк, – говорит Дима Каюм.

Представитель Министерства энергетики Узбекистана заявил, что «энергетическая ситуация в Новом Узбекистане Мирзияева намного улучшилась по сравнению с той, которая была в эпоху правления Каримова».

Однако представитель Федерации обществ защиты прав потребителей Узбекистана назвал информацию министерства «нонсенсом». По словам чиновника, в настоящее время федерация готовит специальный отчет об энергетическом кризисе в стране, который будет опубликован в прессе в ближайшие дни.

Согласно официальным данным, всего за девять месяцев текущего года в федерацию поступило 8686 обращений от населения, из них 1188 (13,7%) касаются газоснабжения, 915 (10,5%) – электроснабжения и 437 (5%) – водоснабжения.

Власти Узбекистана признают, что энергетическая система страны нуждается в серьезных реформах, но при этом заявляют, что в эту отрасль вкладываются значительные инвестиции и обещают улучшить ситуацию. Однако то, что ситуация в данной отрасли все еще остается плачевной, прояснилось после скандального выступления спикера Сената Узбекистана Танзилы Нарбаевой, которая заявила, что «отключение электричества – это история пятилетней давности».

После этого многие узбекистанцы стали размещать в социальных сетях фотографии и видеозаписи, на которых запечатлено, как они сидят в темноте, без электричества. Обычные граждане, страдающие от перебоев с электричеством в крупных городах и селах, включая столицу Ташкент, обвинили председателя Сената «во лжи и в том, что она не осведомлена о жизни простого народа».

Учитывая, что запасы природного газа оцениваются примерно в триллион кубометров, у Узбекистана не должно возникнуть проблем с обеспечением своих граждан природным газом. Но прошлой зимой многие районы, в том числе и в столице страны Ташкенте, были временно отключены от газоснабжения.

В нескольких городах прошли акции протеста против отключений, и в середине декабря президент Узбекистана Шавкат Мирзияев приказал прекратить весь экспорт газа, который приносил более двух миллиардов долларов ежегодно.

В попытке предотвратить проблемы с газом этой зимой узбекские власти снизили тарифы на импортируемый газ и подписали новое соглашение с соседним Туркменистаном о закупках большего количества газа.

Согласно заключению Счетной палаты Узбекистана на законопроект о госбюджете на 2022 год, в предстоящем году в стране ожидается повышение цен на электроэнергию и природный газ.

XS
SM
MD
LG