Потерпевшими признаны задержанные по делу о предполагаемом хищении золотосодержащего сырья.
22 апреля суд приговорил подполковника Еркина Аманова к шести с половиной годам лишения свободы. Майор Хамит Абдугани и капитан Кайрат Сартаев получили по пять лет тюрьмы, а специалист управления пограничного контроля «Астана» Куандык Мухтарханов — четыре года заключения. Суд обязал подсудимых выплатить в Фонд компенсации потерпевшим 20 тысяч месячных расчётных показателей (один МРП равен 3692 тенге) и наложил трёхлетний запрет на работу в госорганах.
Кроме того, суд вынес частное постановление о проведении Генпрокуратурой проверки в изоляторе временного содержания Астаны, в котором, по материалам дела, есть отдельный этаж, куда могут заходить исключительно сотрудники КНБ.
— 25 сентября 2020 года начальник департамента уголовно-исполнительной системы города Астаны, начальник департамента КНБ вместе с прокурором Астаны разработали совместный план, выделив в изоляторе временного содержания третий этаж для содержания подследственных, дела которых вёл КНБ. Третий этаж неофициально назвали «спецпродолом». Для охраны задержанных в «спецпродоле» на основании письма заместителя председателя КНБ направили 10 служащих Погранслужбы, — сказал судья Ерлан Ибраимов.
По информации суда, помещённым в «спецпродол» не оказывали медицинскую помощь, им не разрешали видеться с родственниками и адвокатами.
Люди, которые признаны жертвами пыток, не присутствовали в зале слушаний. Они проходят обвиняемыми по другому уголовному делу, которое рассматривается в Усть-Каменогорске. Их задержали в 2021 году во время «спецоперации» КНБ «по пресечению организованной преступной группы», которая прошла в нескольких городах. Силовики тогда заявили, что задержанным вменяют «похищение человека», «вымогательство», «покушение на убийство», «хищение золотосодержащего сырья» на руднике Суздаль, разрабатываемом финансово-инвестиционной компанией «Алель», «контрабанду», «создание транснациональной преступной группы и руководство ею». Задержанные и их родственники заявили, что показания были выбиты под пытками.
Представшие перед судом по обвинению в пытках экс-сотрудники КНБ признали обвинения частично.
Сторона потерпевших утверждает, что силовики с целью смягчения себе наказания заявили, что избивали задержанных только дубинками и руками.
— Они не признают, что подвешивали задержанных, опускали их головой в унитаз, заталкивали в рот кипятильник, в задний проход — дубинку. Мы с самого начала говорим, что они лишь исполнители. Мы хотим узнать, кто отдавал приказ пытать, и призываем привлечь их к ответу, — говорит Куралай Омирубаева, родственница одного из потерпевших.
Процесс по делу стартовал в октябре 2023 года.
Жалобы на пытки поступили от 28 задержанных в ходе «спецоперации» КНБ. Но потерпевшими следствие в итоге признало 13 человек.
Адвокаты потерпевших считают, что после возбуждения дела о пытках уголовное дело о «хищении золотосодержащего сырья» в Восточном Казахстане следовало прекратить, но суд, по их словам, не принял это во внимание.
О применении пыток сотрудниками силовых ведомств Казахстана в отношении задержанных, арестованных и отбывающих уголовное наказание граждан международные организации заявляют регулярно, сообщая, что эта практика носит массовый характер. Власти Казахстана частично признают наличие проблемы, но настаивают, что активно занимаются её искоренением.