Ссылки доступа

В Узбекистане семья обвиняет милиционеров в жестоких пытках двух братьев


Джамшид (слева) и Баймурад Якубовы.
Джамшид (слева) и Баймурад Якубовы.

Братья из Сурхандарьи, организовавшие в горном селе самодельный фитнес-зал, и самостоятельно выучившиеся на мастеров по борьбе и верховой езде, рассказывают, что их жестоко пытали в СИЗО ОВД Денауского района.

После инцидента, произошедшего в июле этого года, младший из братьев оказался прикован к постели. В ОВД отрицают факт пыток братьев.

Эта жалоба поступила в редакцию «Озодлика» в то время, когда в Узбекистане на обсуждение был выставлен законопроект об усилении ответственности за смерть в результате пыток.

Законопроект, который обсуждался с 12 по 27 августа, предусматривает для лиц, совершивших данное преступление, наказание в виде лишения свободы от 8 до 10 лет.

Правозащитники и общественные активисты говорят, что увеличение за последние несколько лет числа смертей людей в Узбекистане, оказавшихся за решеткой на короткий срок, является доказательством того, что законы, принятые с большими обещаниями, на самом деле не работают.

Баймурад Якубов – борец и наездник, который усиленно готовился к нынешнему сезону козлодрания, прикован к постели с тех пор, как его выпустили из СИЗО ОВД. 29-летний наездник известен в родном селе по прозвищу «Бойка».

Баймурад Якубов известен не только в своем районе, но и во всей Сурхандарьинской области. В основном он занимается конным спортом и борьбой. Он всегда был одним из лидирующих участников традиционного конного состязания, которое проводится осенью каждого года.

Баймурад Якубов утверждает, что 17 июля этого года сотрудники органов внутренних дел забрали его из дома, отвезли в ОВД Денауского района, где жестоко избили, в результате чего он прямиком из СИЗО был отправлен на стол хирурга.

"Они избивали меня на протяжении получаса. Потом мой старший брат бросился на меня сверху. Он накрыл меня своим телом и просил их: «Не бейте моего братишку». Потом они прижали голову моего брата к стене и стали бить его. Затем стали бить меня. Брат снова бросился на меня сверху, они стали бить его. Потом они приставили электрошокер к моей голове и снова стали бить. Без каких-либо причин, ничего не спрашивая, только били. Никого рядом не было, если бы не было брата, они, возможно, убили бы меня... Я так почувствовал, подумал, что меня бы убили, если бы рядом со мной не было брата", – рассказывает Баймурад Якубов.

По его словам, на следующий день после инцидента в здании ОВД суд приговорил его и его старшего брата Джамшида к 7 суткам административного ареста. Однако ни один из братьев, ни их родные до сих пор не смогли получить копию приговора, или какой-нибудь другой документ.

Братьев Якубовых в тяжелом состоянии бросили за решетку. Джамшид, старший брат Баймурада, вспоминает дни своего заключения как страшный сон.

По словам братьев Якубовых, в ОВД Денауского района им так и не предоставили никакого официального документа о причине их задержания и заключения под стражу.

Вызвавшие их на допрос сотрудники ОВД сообщили, что на одной свадьбе произошла драка, в которой принимал участие родственник Якубовых, в связи с чем их вызвали в милицию для дачи показаний.

Братья Якубовы утверждают, что не имеют никакого отношения к драке на свадьбе. По их словам, в момент драки они находились дома.

Баймурад Якубов утверждает, что у него лопнул кишечник, когда его избивали в здании ОВД. То же самое утверждает и его брат Джамшид.

39-летний отец троих детей Джамшид Якубов тоже борец. В сезон козлодрания он также участвует в состязаниях, а в другое время печет хлеб и самсы.

Джамшид говорит, что на его теле также много следов пыток, а сам он долгое время лежал в больнице.

В медицинских документах, представленных «Озодлику» семьей Якубовых, отмечено, что Баймурад Якубов жаловался на «нанесение побоев сотрудниками органов внутренних дел». Однако то, что телесные повреждения были получены им в результате побоев, в документах не сказано.

Врачи поставили Баймураду Якубову диагноз «острый гангренозный перфоративный аппендицит». Его старшему брату Джамшиду врачи диагностировали деформацию позвоночника, но как он сформировался – врачи не уточнили.

По словам братьев Якубовых, местные врачи воздерживаются от документирования травм, поскольку эти травмы были получены в СИЗО ОВД.

Стоит отметить, что избиение братьев Якубовых из Сурхандарьинской области – не первый случай, связанный с применением физического насилия сотрудниками органов внутренних дел Узбекистана в отношении задержанных граждан.

После прихода к власти в Узбекистане в 2016 году президент Шавкат Мирзияев пообещал реформировать правоохранительные органы, особенно силовые структуры, и полностью положить конец пыткам.

Однако, по мнению правозащитников, сколько бы дополнительного оборудования для наблюдения не устанавливалось, особых изменений в поведении сотрудников силовых структур не произошло.

На протяжении многих лет международные организации призывают правительство Узбекистана предотвратить пытки. В следственных изоляторах и тюрьмах Узбекистана по-прежнему широко практикуются пытки и жестокое обращение, говорится в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch (HRW), опубликованном 24 мая прошлого года.

XS
SM
MD
LG