Ссылки доступа

Отчет Госдепа: В Таджикистане около 400 политзаключенных


Ситуация с правами человека в Таджикистане в 2023 году не претерпела существенных изменений, об этом говорится в новом страновом отчёте Государственного департамента США, который был опубликован 23 апреля.

Авторы доклада указывают на неограниченную власть президента Эмомали Рахмона и его семьи в экономике и политике; рост числа политических заключенных и осужденных журналистов, безнаказанность сотрудников правоохранительных органов, допустивших применение пыток и смерть задержанных, серьезные проблемы с независимостью судебной власти, транснациональные репрессии, ограничения свободы слова и интернета и т.д.

Правительство Таджикистана отрицает существование политзаключенных в стране. В докладе же говорится, что по оценкам общественных организаций, в Таджикистане около 400 политзаключенных.

Большинство из них — активисты и участники акций протеста из Горно-Бадахшанской автономной области, задержанные в 2022 году за выражение своей позиции или критику действий властей во время подавления протестов.

Власти Таджикистана заявили, что весной 2022 года в ГБАО была проведена операция по задержанию членов организованных преступных группировок. Жители и активисты региона считают эту «операцию» репрессиями против мирного населения.

В отчете особое внимание уделяется преследованию оппонентов президента Эмомали Рахмона за рубежом, как еще одному тревожному явлению. Правительство сообщило, что только в первом полугодии 2023 года из-за границы были возвращены 36 человек по обвинению в «экстремизме» и «терроризме»: 18 – из России, 15 – из Турции, по одному - из Германии, Узбекистана и Польши. Все они были приговорены к длительным срокам заключения.

В частности, как отмечается в отчете Госдепа, власти Германии выслали Абдулло Шамсиддина, сына одного из лидеров ПИВТ Шамсиддина Саидова, из-за проблем с миграционным законодательством. По возвращении он был арестован и обвинен в «публичных призывах к насильственному изменению конституционного строя», за что получил семь лет лишения свободы.

В том же году Саидумар Саидов, племянник Шамсиддина Саидова, был отправлен за решетку сроком на шесть лет за «членство в запрещенной организации». Эксперты называют оба дела «политически мотивированными».

В отчете упоминается еще один кейс транснационального преследования в отношении Низомиддина Насриддинова, члена запрещенной в стране «Группы 24», депортированного из Беларуси и приговоренного к 8,5 годам лишения свободы.

XS
SM
MD
LG