Ссылки доступа

В Туркменистане скончался бывший корреспондент Радио Азатлык Худайберди Аллашов


Худайберди Аллашов
Худайберди Аллашов

Информированные источники подтвердили, что Худайберди умер 13 августа у себя дома в городе Кёнеургенч. Ему было 35 лет.

Журналиста, которому за сотрудничество с Азатлыком туркменские власти угрожали «загнать в могилу», похоронили 14 августа.

По словам источников, Худайберди долгое время болел, а его здоровье было подорвано в результате не прекращавшихся преследований и давления со стороны туркменских властей из-за его сотрудничества с Азатлыком в прошлом.

Журналист сотрудничал с Азатлыком (под псевдонимом Мекан Ташлиев) в течение трёх месяцев в 2016 году до того, как в декабре того же года его вместе с матерью арестовали по обвинению в хранении насвая. В феврале 2017 года Худайберди Аллашов и его мать Курбантяч Аразмедова были приговорены к трём годам условного наказания, хотя туркменское законодательство не предусматривает уголовного наказания за хранение насвая.

В своих репортажах Аллашов сообщал об использовании принудительного труда в сборе хлопка в Дашогузе, дефиците продуктов питания и задержке выплат заработной платы госслужащих.

Азатлыку доподлинно известно, что в день ареста журналиста и его матери 3 декабря 2016 года правоохранительные органы Дашогузского велаята узнали о его журналистской деятельности, что стало причиной мести со стороны туркменских властей.

Источники Азатлыка тогда сообщали, что в Кёнеургенчском отделении полиции Худайберди и Курбантяч жестоко пытали, в том числе электрическим током. Азатлыку также известно, что делом журналиста и его матери занималось управление Министерства национальной безопасности Дашогузского велаята. Помимо ареста Худайберди и Крубантяч, сотрудники МНБ вызывали на допрос жену журналиста Эджеш Аразгылыджеву и двух малолетних детей.

Добиться условного приговора журналисту и его матери, которым грозил реальный срок, удалось с помощью вмешательства посольств иностранных государств и международных организаций.

После освобождения по условному приговору здоровье Худайберди и его матери было серьёзно подорвано. Но местные медучреждения по требованию Дашогузского МНБ отказывали в предоставлении им медицинской помощи.

Несмотря на то, что после освобождения Худайберди прекратил сотрудничество с Азатлыком, туркменские власти продолжили мстить всей семье Аллашовых. Так в октябре 2019 года его в очередной раз забрали сотрудники МНБ и несколько часов допрашивали и избивали. Вечером того дня из-за пережитого стресса матери Аллашова стало плохо, и она была госпитализирована. Спустя два дня Курбантяч Аразмедова скончалась от сердечного приступа.

Но преследования и угрозы продолжились и после смерти Курбантяч Аразмедовой. На очередном допросе в ноябре 2019 года полицейский заявил Аллашову, что власти не успокоятся «пока не загонят и его самого в могилу».

В декабре 2023 года Худайберди в очередной раз был арестован. Сотрудники уголовного розыска Кёнеургенчского этрапа заявили, что на этот раз его «надолго упекут за решётку». Но в дело снова вмешались международные организации и дипломаты, и Худайберди поместили под административный арест на 15 суток.

Туркменские власти известны своей мстительностью и репрессиями в отношении независимых журналистов. В 2006 году в туркменской тюрьме скончалась журналистка Огулсапар Мурадова, смерть которой, по мнению международных правозащитных организаций, стала результатом пыток. В 2018 году Комитет ООН по правам человека признал Туркменистан ответственным за пытки и смерть Огулсапар Мурадовой.

Худайберди Аллашову было 35 лет, его долгая болезнь, ставшая причиной его смерти, безусловно была результатом преследований, пыток и угроз туркменских властей, обещавших «загнать и его самого в могилу».

У Худайберди остались жена и двое несовершеннолетних детей.

XS
SM
MD
LG